«Вторая стрела»
Яд ненависти к себе и самосострадание как противоядие от него.
Это текст беседы, с которой я начинала практику медитации на нескольких мероприятиях, в том числе на Международном Дне Йоги и Дне Индии летом 2023 г.
Тема нашей беседы сегодня – это то, что в буддизме называется «вторая стрела». Что это такое, откуда она берётся, какие страдания вызывает и какое есть средство от неё.
Чтобы начать, я бы хотела рассказать историю. Это случилось в один из первых визитов Далай Ламы на запад, когда он начал встречаться с представителями западной науки и культуры. В одну из таких встреч один из участников попросил Его Святейшество рассказать об одном из видов страдания: страдание, которое вызвано ненавистью к себе.

Далай Лама усомнился, что он услышал вопрос верно и попросил переводчика помочь ему понять, о чём его спрашивали. После некоторого замешательства, все убедились, что вопрос понят верно, но Далай Лама стал выглядеть ещё более озадаченно. «Такое состояние ума – это нервное расстройство. Как люди могут ненавидеть себя, если в каждом из нас есть природа Будды?» – спросил он.

Этот случай по значению является одной из самых важных встреч буддийской философии и западной культуры. То, что для Далай Ламы показалось лишённым смысла и необъяснимым, является будничным для каждого человека, живущего в нашем обществе.

Не всегда мы используем словосочетание «ненависть к себе», но «непринятие себя» – это знакомо каждому, так же, как критика себя, мысли о том, что со мной что-то не так, а также постоянное желание улучшить себя, которые являются более социально приемлемыми формами этой ненависти.
Тара Брах, мой учитель медитации, даёт этому явлению название «транс неполноценности».
Я расскажу вам ещё одну историю. На этот раз это история обычной женщины, моей коллеги. Несколько лет назад она начала обучение на курсе медитации, там мы с ней и познакомились, и перед началом обучения ей, как и остальным участникам, предстояло выбрать ментора из списка, который предоставили организаторы.

Заявки на менторов начинали принимать в определённый день и час, и коллега хотела подать свою заявку среди первых, чтобы обязательно попасть к тому ментору, которого выбрала.

И вот она открыла компьютер, зашла по ссылке и поняла, что из-за разницы часовых поясов перепутала время, и в группу к выбранному ментору уже нет мест. Более того, не было мест и в группы к другим менторам, которых она рассматривала как план Б, В и Г. Она еле успела к 5-му ментору из её шорт-листа.

Закончив с подачей заявки и закрыв компьютер, она была невероятно зла на себя за свой промах, она накинулась на себя с гневом, обвиняла, ругала, унижала, говорила, что, если она не способна справиться с такой простой задачей, то на что вообще способна, что, видимо, не способна ни на что, а если так, то, может, ей не стоит даже жить? На этой мысли она разрыдалась.

Она плакала и плакала, а потом спросила себя «От чего я плачу? Действительно ли я плачу из-за своей ошибки?» Слишком несоразмерна была душевная боль, вызвавшая эти слёзы, произошедшей ситуацией.
«Или я плачу от того, как ужасно обхожусь с собой, как жестоко поступаю в отношении себя, как немилосердно хочу себя наказать?» И она поняла, что плачет именно из-за своего собственного жестокого обращения с собой.
Она понимала, что здоровая реакция должна была быть другой. Вместо того, чтобы обрушивать на себя свою ненависть, она должна была бы посочувствовать себе, поддержать себя. Осознав это, она начала успокаиваться, слёзы прекратились, и она пошла заваривать себе крепкий чай, чтобы позаботиться о себе.

Когда она рассказывала мне эту историю, то закончила словами: «это было лучшее начало моего обучения, я поняла, что моя главная задача на эти два года – это научиться относиться к себе с меньшей ненавистью и с большим милосердием и делиться этим с другими».
«Это было лучшее начало моего обучения, я поняла, что моя главная задача на эти два года – это научиться относиться к себе с меньшей ненавистью и с большим милосердием и делиться этим с другими».
Мне нравится рассказывать эту историю, потому что она демонстрирует то, что в буддийской философии называется «вторая стрела». Когда с нами случается нечто неприятное, нежелательное, что вызывает в нас сильные эмоции, например, страх, злость, отчаяние, раздражение, мы имеем дело с чем-то внешним, причиняющим нам боль, и это «первая стрела».

Но сразу вместе с этим мы начинаем винить себя в том, что это с нами произошло, набрасываемся на себя с обвинениями, негодованием, критикой, даже оскорблениями. И это – «вторая стрела».

И если с первой стрелой мы ничего не можем поделать – жизнь будет случаться, события будут происходить, что-то будет идти не по плану, мы будем сталкиваться с сопротивлениями, с разными людьми, с болезнями, то вторая стрела – это то, чего мы можем избежать, потому что мы выпускаем её сами.

Именно эта вторая стрела несёт невыносимые страдания, потому что наконечник этой стрелы отравлен ядом ненависти к себе.

И особая опасность этой второй стрелы заключается в том, что мы её либо не замечаем, либо считаем, что этот отравляющий яд на самом деле является лекарством. Что нам действительно нужно это наказание, потому что «мы его заслужили», и оно научит нас не повторять ошибок.
Мы верим, что если что-то плохое произошло со мной, то значит я плохой, и если наказать себя, то это сделает меня лучше.
В будущих беседах мы сможем поговорить о психологических предпосылках, которые сформировали у нас эту реактивность. Также о том, чем она вредна и почему это действительно яд, а не лекарство. А сейчас я перейду сразу к противоядию.

Самосострадание – это то что является противоядием от этой второй отравленной стрелы. Самосострадание – это наша способность признать свою боль и пожелать себе освобождение от этой боли.
Чтобы самосострадание помогало от ненависти к себе, оно должно включать в себя три ингредиента:

1. предельную чувствительность к себе – способность чувствовать свои истинные ощущения, не подавлять их, не избегать, не отворачиваться;

2. максимальную честность – способность признать, что в этом случае мы сами являемся их источником;

3. милосердие к себе – желание и намерение освободить себя от этого страдания.
Итак, всего три компонента: чувствительность, честность и милосердие.

Я совсем неслучайно выбрала именно эту тему для этой беседы, потому что я знала, какие люди придут сегодня. Как правило, самые ответственные, целеустремлённые, стремящиеся к свету и знаниям люди становятся жертвами «второй стрелы». Именно они хотят стать ещё лучше, хотят, чтобы этот мир стал лучше, и естественно начинают с себя.

Нам кажется, что если только мы сделаем ещё больше приветствий солнцу, если будем регулярно медитировать, если посетим ещё больше ретритов тишины, станем лучше как ученики и учителя, станем наконец-то такими, какими мечтаем быть, то будем меньше страдать сами и уменьшим страдание в мире вокруг.

Это очень заманчивая идея, но часто в погоне за ней мы продолжаем быть недовольны тем, кто мы сейчас, непримиримы с тем, что происходит в нашей жизни и обвинять в этом себя.
«Сердце буддизма – это милосердие. Сердце милосердия – это милосердие к жизни, которая находится прямо здесь».
Очень сложно, практически невозможно любить, когда твоё сердце пронзила отравленная стрела самокритики и непринятия. Много лет практики мастеров медитации, практики психотерапевтов и научные исследования подтверждают, что начало исцеления происходит в тот момент, когда на место непринятия себя приходит милосердие к себе и сострадание.

Как говорит ещё один мой учитель медитации Джек Корнфилд: «Без любви пробуждение невозможно. Идея не в том, чтобы совершенствовать себя, мы все это уже много раз пытались сделать, это скользкая и опасная дорожка. Идея в том, чтобы совершенствовать свою любовь».

А теперь я приглашаю вас к практике медитации «Самосострадание».
Фотографии сделаны в поездке по святой долине "Спити", Гималаи, Индия, 2017 г.
Made on
Tilda